Марк Шагал родился в Витебске в бедной хасидской семье. Старший из девяти детей, он учился в хедере, а потом перешел в светскую русскую школу, где и раскрылся его талант художника. Благодаря горячей поддержке матери и несмотря на неодобрение отца Шагал отправляется в Санкт- Петербург учиться у Леона Бакста. Особый, подобный детскому, и часто сконцентрированный на впечатлениях детства, стиль Шагала проявился под влиянием современной ему русской живописи.

С 1910 г. по 1914 г. Шагал жил в Париже. Он впитал в себя атмосферу города великих художников – кубистов, сюрреалистов, фовистов. Именно в этот период Шагал создал самые знаменитые из своих работ о еврейском местечке и развил характерные только для его творчества черты. Насыщенные и яркие цвета отображают мир с мечтательной, нереалистичной простотой. Это настой фантазии, религии, ностальгии и радости.
Шагаловские герои ведут себя в высшей мере произвольно - они летают, ходят вниз головой, его люди превращаются в какие-то странные существа, обнаженные женщины удобно устраиваются в букетах цветов. Мир быта попадает в новое измерение.
В 1914 году, еще до начала Первой мировой войны, в Берлине была персональная выставка Марка Шагала. В представленных на ней работах преобладали еврейские мотивы.

Витебский проповедник 1914г.
Старый еврей 1914г.
Мясник 1910г.
Двое влюбленных

Во время войны Шагал жил в России, он поддержал революцию, и в 1917 году был назначен комиссаром изящного искусства в Витебске, а затем директором вновь основанной Свободной Aкадемии Искусств. Большевистские власти, однако, смотрели на Шагала косо и считали его искусство слишком модернистским. В 1922 году Шагал покинул Россию и через год скитаний осел во Франции, где и жил все годы, за исключением 1941 – 1948 годов, когда во время Второй мировой войны он спасался в Соединенных Штатах. Ужас, порожденный фашизмом, перерос в силу, с которой изображены в его работах еврейские мученики и еврейские беглецы.

Образы Хасидского мира, наряду с темами Библии, вдохновляли Шагала.
Его очарование Библией достигло апогея в его серии из более 100 офортов, иллюстрирующих Библию. Многие из них соединяют элементы еврейского фольклора и религиозной жизни в Витебске.
Шагал иллюстрировал произведения Гоголя, Лафонтена, Переца, а также свою автобиографию "Моя жизнь"(1931г., 1960г.) и "Шагал о Шагале" (1979г.)
В своих работах Шагал использовал различные материалы: масляные краски, акварель и гуашь. Он работал также с керамикой, мозаикой, цветным стеклом. Знамениты его работы – оформление потолка в Парижском Оперном театре, фрески в Метрополитен- опера в Нью Йорке, витражи в здании Организации Объединенных Наций и украшения в Ватикане.

Только Шагалу суждено было сделать убедительным этот путь от быта в новое измерение, из провинциального городка в "мировое пространство". Только его люди умеют летать, только его дома могут стоять перевернутыми, только его корове дано играть на скрипке.

Впервые Шагал посетил Израиль в 1931 году, когда открывался Музей искусств в Тель- Авиве.

Он подарил Израилю несколько своих работ, и наиболее знаменитые из них – 12 витражных окон в больничном комплексе "Хадасса" в Иерусалиме и гобелены в здании Кнесета. Сияющие в стальных оправах, рассеянные по всей планете витражи Шагала останутся вечными памятниками искуства в глазах потомков.

Шагал был удостоен множества призов. Он был одним из немногих художников, работы которых выставлялись в Лувре при жизни.


 
на заглавную страницу
flashmovie

 

 

 

Hosted by uCoz